1 Оглавление № 1. 1.1. 1.2. 2. 2.1. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. Наименование разделов Паспорт программы Целевой раздел Пояснительная записка Планируемые результаты освоения ОП Организационный раздел Материально-технические условия реализации ОП Содержательный раздел Учебный план Содержание программы дополнительного образования Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Список использованной литературы 2 Страница 4 5 5 6 8 8 9 9 11 17 20 Паспорт программы Наименование программы Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Активный английский» Назначение программы Создать условия изучения для изучения иностранного языка для реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО Сроки обучения 2 года Исполнитель программы Индивидуальный предприниматель Волосникова Наталья Юрьевна Руководитель программы К.п.н., доцент, методист со знанием английского языка Маняйкина Наталья Викторовна Цель дополнительной Главной целью реализации дополнительной образовательной программы является создание программы положительной языковой установки и мотивации к изучению иностранного языка в условиях культурной билингвальной образовательной среды в ДОУ. Задачи дополнительной Создание положительной языковой установки и образовательной приобретение благоприятных эмоций при программы овладении иностранным языком; обогащение содержания жизни детей, насыщение коммуникативной среды, расширение кругозора; овладение определенным объемом языкового материала. 3 Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Маленькие дети с легкость осваивают один или несколько языков без принуждения и сознательного изучения в отличие от взрослых обучаемых. У них превосходные природные способности в имитации звуков и произношения, они способны делать выводы о функционировании языковых явлений без изучения правил. Детям не приходит в голову, что изучение нового языка – это сложно, если только взрослые не настаивают на обратном, опираясь на свой опыт изучения языка во взрослом возрасте. Преимуществом раннего изучения языков можно назвать наличие врожденного чутья к изучению языков, т.к. этот путь дети проходили или проходят в отношении к родному языку, поэтому все, что им необходимо – это перенести свой опыт на изучение нового языка. У детей есть возможность изучать язык играя. Они овладевают языком в совместных играх со сверстниками и взрослыми. Для них, в первую очередь, важно взаимодействие со взрослым, а потом уже язык, на котором происходит это взаимодействие. Детям проще включить изучение языка в свою ежедневную деятельность, т.к. в ней меньше стресса, формализма и необходимости соответствовать стандартам, как в школе. Ученые склоняются к мнению, что дети, которые изучали иностранный язык с раннего возраста, в дальнейшем переносят приобретенные навыки овладения новым языком на другие иностранные языки и делают это с легкостью. Они лучше чувствуют и понимают другие культуры. Актуальность программы определяется тем, что она помогает педагогам обеспечить социальное, творческое, эмоциональное и физическое развитие детей через создание культурной билингвальной мотивирующей образовательной среды. 4 Новизна программы дополнительно образования по английскому языку состоит в том, что программа позволяет формировать коммуникативные иноязычные навыки у детей с раннего дошкольного возраста. Педагогическая целесообразность программы определяется растущим интересом к раннему развитию детей, в том числе и с помощью иностранного языка, при условии использования соответствующих возрасту методов, приемов и способов обучения. Главной целью образовательной программы «Активный английский» является социальное, творческое, эмоциональное и физическое развитие детей в условиях культурной билингвальной мотивирующей образовательной среды. Для реализации цели необходимо решение следующих задач: • овладение определенным объемом языкового материала (160-170 слов в соответствии с УМК); • функциональное использование иностранного языка в ходе совместной деятельности ребенка и воспитателя; • формирование соответствующей речевой компетенции в говорении, чтении (предчтении), восприятии иноязычной речи на слух и письме; • освоение образцов и ценностей мировой культуры; • формирование толерантности к другим культурам при сохранении собственной культурной идентичности. Программа дополнительного образования рассчитана на детей дошкольного возраста для работы в группах. Общая трудоемкость составляет 64 часа учебно-развивающих занятий по английскому языку. Программа логически и содержательно-методически взаимосвязана с программами ДО «Детский сад 2100» опираясь на единые подходы к содержанию, сохраняя методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство. 1.2. Планируемые результаты освоения ДОП Процесс изучения программы направлен на формирование следующих целевых ориентиров: 1) коммуникативно-личностных (КЛ): готовности осуществлять устную коммуникацию со взрослыми и сверстниками на русском и английском языках для решения своих повседневных задач; 5 2) познавательно-речевых (ПР): способности увеличивать свой словарный запас на русском и английском языках в 4-х видах речевой деятельности (ПР): говорение: активное владение (правильно произносить и употреблять в своей речи) 160-170 лексическими единицами (по УМК) и пассивное владение (различать на слух и понимать) 190-200 лексическими единицами; чтение: предчтение (узнавание графической формы) односложных слов, состоящих из 3 букв (CVC words) и их соотнесение с соответствующими понятиями; аудирование: различать на слух и понимать значение около 400 лексических единиц (фонематический слух), речь педагогов и других взрослых в рамках разговорных тем (по УМК), речь обиходного характера в типовых ситуациях, свойственных возрасту и ведущему виду деятельности – игре. письмо: уметь писать свое имя, различать заглавные и прописные буквы английского алфавита. 3) художественно-эстетической и физической (ХЭФ): готовности к участию и самовыражению в разнообразной музыкальной, художественной и физической деятельности, сопровождающую билингвальное развитие; интереса к художественной литературе англоязычных стран. Выполнение данных целевых ориентиров предполагает, что выпускник должен: 1. Знать: значение около 400 лексических единиц по темам УМК: цвета, части тела, формы, игрушки, времена года, животные и пр., фразы этикета, приветствия и прощания, обращения за помощью, стихи, песни, считалки, скороговорки в соответствии с программой. 2. Уметь: сказать свое имя, возраст, пол, любимый цвет, игрушку и пр., строить простые утвердительные и вопросительные предложения с глаголом to be, have, can, like; образовать множественное число некоторых существительных, попросить о помощи, обратиться к сверстнику или педагогу, описать картинку со знакомыми предметами. 3. Владеть: приемами осуществления коммуникации в устной форме на русском и иностранном языках для решения задач игровой деятельности и ежедневного обихода со взрослыми и сверстниками. Форма получения образования: Образование по программе осуществляется в условиях детского центра полного пребывания. Особенности реализации программы: 6 Программа реализуется на иностранном (английском) языке. 2. Организационный раздел 2.1 Материально-технические условия реализации образовательной программы дополнительного профессионального образования Экран Проектор Телевизор Ноутбук Портативная колонка Мольберт, магниты, маркеры Настольные игры: доббль, бинго, «У меня есть…», «Противоположности», «Кто потерялся?» 8. Демонстрационные карты по темам 9. Рабочие тетради «Время играть» Play time (starter) 10 шт 10.Игрушки для коммуникативных игр • Фрэнки (лягушонок) • Куки (кот) • Диззи (утка) • Спот (божья коровка) 11.Книги для чтения на английском языке • Т.А. Благовещенская, «Бабочка Алина в огороде” • Р. Мередит, Свинка Пепа «Пепа говорит спасибо» • Р. Дикинс, «Волшебный горшок» • Н.А. Наумова, «Репка» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 7 • Р. Мередит, Свинка Пепа «Учимся делиться» • Р. Мередит, Свинка Пепа «Семейное путешествие» • Н.А. Наумова, «Три поросенка» • Н.А. Наумова, «Репка» • П. Буржуа, Б. Кларк, «Франклин важничает» • П. Буржуа, Б. Кларк, «Франклин» • Р. Мунш, «Что-то хорошее» • Р. Мунш, «Мне надо идти» 12.Карандаши, фломастеры, бумага для письма, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин 13.Столы 14.Стулья 3. Содержательный раздел Учебно – тематический план - 1 год обучения, 1 полугодие, 12 часов Наименование разделов № п.п. Количество часов 1 It’s raining! 2 2 Wash, wash, wash! 2 3 Festival: Fall 2 4 Evaluation 1 5 The Blue balloon 2 6 Festival: Christmas 2 7 Evaluation 1 Учебно-тематический план -1 год обучения, 2 полугодие, 20 часов Наименование разделов № п.п Количество часов 1 Rocket’s Car 4 2 Twig’s Rabbit! 3 3 Evaluation 1 8 4 Festival: Spring 4 5 Get Ready! 3 6 Festival: Summer 4 7 Evaluation 1 Учебно – тематический план - 2 год обучения, 1 полугодие, 12 часов Учебно-тематический план для подготовительной группы по УМК Susan Iannuzzi FIRST FRIENDS 1 № п.п Наименование разделов Количество часов 1 Me 1 2 My Classroom 1 3 Evaluation 1 4 My Toys 2 5 My Things 1 6 Festival: Fall 2 7 My Colors 1 8 Evaluation 1 9 Festival: X-mas 2 Учебно-тематический план, 2 год обучения, 2 полугодие, 20 часов № п/п Наименование разделов Количество часов 1 My Farm 3 2 My Clothes 3 3 Evaluation 1 9 4 My Body 3 5 My Family 3 6 Evaluation 1 7 Festival: Spring 3 8 My Food 2 9 Revision/Evaluation 1 3.2. Структура и содержание практических занятий СТРУКТУРА УРОКА 1. Начало урока (Introduction) – приветствие, превращение в учителя английского языка (magic spray, magic box) 2. Двигательно-речевая разминка (Circle Time Routine) – ребята встают в круг вместе с учителем и выполняют обязательные для этой части урока действия: • Hello Song! • Circle Time Song! • Finger play! 3. Основная часть урока (повторение + новый материал) – чередование блоков 3.1.Box time. Ребята усаживаются около коробки с игрушками и взаимодействуют с героями УМК. 3.2. Table Time. Работа с учебником и тетрадями (Story Time, Reading, Displaying) *Relax Time (optional) ** Game time (optional) 4. Заключительная часть урока (Wrapping-up) - ребята поют прощальную песню героям и друг другу (Tidy up and say Goodbye) LESSON TEMPLATE Topic (Name of the unit): Lesson # Standards (целевые ориентиры) Objectives: kids will be able to….. 10 Circle Time & Finger Play Material for Revision New Material (прописывать и сам материал и страницы из учебника и тетради) *Game or Relax Comments: Планирование занятий, 1 год обучения 1 полугодие № п/п Наименование раздела (темы) 1 Hello! 2 Look at mask! 3 Новые речевые задачи Новое содержание раздела Ознакомление с фразами приветствия и прощания, называния своего имени (вопрос/ответ), цветами, характеристиками погоды, счетом от 1 до 4 my Festival: Fall Hello, Goodbye Blue, green, yellow, red 1,2,3,4 What’s your name? – I am … Sunny, windy, rainy, snowy Ознакомление с частями Face, eyes, ears, nose, лица и головы, вопросом и mouth, hair How are you? ответом Как дела?, чисел 5 I am happy/sad/sleepy и6 5, 6 Повторение характеристик погоды, цветов, счета от 1 до 4. Ознакомление с атрибутами I see/feel/hear/taste/smell осени и осенней погоды Apple, pumpkin, wind, Повторение характеристик leaves, sad, sweet погоды, цветов 11 4 5 6 7 Wait and see… Project: art faces Festival: Christmas Ознакомление с членами Mummy, daddy, sister, семьи, определение brother, granny, grandad любимого цвета, новые What’s your цвета favorite color? Повторение характеристик Orange, brown, purple, погоды, цветов, счета от 1 pink до 4, эмоций, приветствий Pop Ознакомление и тренировка частей лица и головы Ознакомление с названиями игрушек, новогодней и рождественской социокультурной информацией, способами поздравления. Eyebrows, cheeks, chin, teeth Ball, teddy, train, bike Father Christmas, Christmas tree, presents, Merry Christmas What do you want for Christmas? I want a …., please! Evaluation Планирование занятий, 1 год обучения 2 полугодие № Наименование Наименование раздела (темы) раздела п/п (темы) с названиями What do you Ознакомление 1 профессий, принадлежностями want to be? для занятий, способами попросить о помощи 12 Новое содержание раздела Fire fighter, chef, shop assistant, teacher, doctor, waiter Can I have a … please? School bag, book, pencil, crayon 2 I am hungry! 3 Wake up, Tex! Ознакомление и тренировка Sandwiches, cheese, названий продуктов, вкусовых chicken, salad, spaghetti, chocolate предпочтений I like .. Повторение пройденного Juice, bananas, yoghurt материала Ознакомление и тренировка Cow, horse, pig, названий домашних животных, sheep, hen, chick новых приветствий и режимного Good morning/good вокабуляра. night Get out of bed, open your eyes Go to bed, close your eyes Project: Hen Ознакомление с жизненным Egg, shell, wing, and chick beak циклом курицы Festival: Spring Ознакомление с фразами, Spring, seeds, shoots, обозначающими природные stems, leaves, buds, явления, растения, пасхальную flowers Easter атрибутику. Bunny, Easter eggs, Happy Easter! Look on/under/in Ознакомление и тренировка Sun cream, sun hat, Festival: Summer лексики, связанной с летом, T-shirt, water, sun каникулами, выездом на природу. umbrella, sunglasses Let’s have a picnic! Oranges, apples, cherries Evaluation 4 5 6 7 Планирование занятий, 1 год обучения 2 полугодие № п/п Наименование раздела (темы) 13 Новые речевые задачи Новое содержание раздела 1 Me Ознакомление с фразами представления себя, приветствия и прощания, инструкциями. 2 My Classroom Ознакомление с предметами в группе, общими вопросами, счетом от 1 до 5. 3 My Toys Ознакомление с названиями игрушек, личными местоимениями. 4 My Things Ознакомление с названиями школьных принадлежностей, множественным числом существительных, специальными вопросами. Буквы и звуки: Аa, Bb. Hello, Goodbye I am …. How are you? Apple Bird Stand up! Sit down! Clap! Point to! Буквы и звуки: Cc, Dd. Bin, board, cat, coat, date, dog, chair, door, picture, table, window What’s this? – It’s ….. 1,2,3,4,5 Буквы и звуки: Ee, Ff. Ball, balloon, boat, car, doll, robot, teddy bear, train, bike, egg, elephant, knock, count, fan, fig This is my/your/his/her Here you are. 1,2,3,4,5 Буквы и звуки: Gg, Hh. Bag, book, girl, give, hide, hand, horse, lunch box, pencil, pencil box, rubber, How many? How old are you? 1,2,3,4,5 14 5 Festival: Fall 6 My Colors 7 Festival: X-mas Ознакомление с природными явлениями осени, названиями фруктов, овощей, цветами. Ознакомление основными геометрическими формами и цветами, специальными вопросами, счетом до 10 Autumn, fall, leaf, leaves, rain, clouds Ознакомление с новогодней и рождественской социокультурной информацией, способами поздравления. Father Christmas, Christmas tree, presents Merry Christmas Буквы и звуки: Ii, Jj, Kk. Circle, rectangle, square, triangle, blue, green, orange, red, yellow, iguana, insect, hungry, sky, flying, looks at …, jump, kick, kite 6,7,8,9,10 Планирование занятий, 2 год обучения 2 полугодие № п/п Наименование раздела (темы) 1 My Farm 15 Речевые задачи Содержание раздела Ознакомление с животными, живущими на ферме, альтернативными вопросами. Буквы: Ll, Mm, Nn Butterfly, donkey, duck, field, flower, goat, sun. Is it …? Yes, it is. No, it is’not. 2 My Clothes Ознакомление с названиями одежды (зимняя, летняя), Буквы: Oo, Pp, Qq. Jumper, shirt, shoes, shorts, вежливыми просьбами, извинениями. skirt, socks, trousers, please, give, octopus, ostrich, Pat, pink, fly away, come back, here with me, queen, quiet. Please, give me. Thank you. Sorry. 3 My Body Ознакомление с частями тела, которые есть у человека Буквы: Rr, Ss, Tt Arms, ears, eyes, feet, fingers, head, legs, too, rabbit, run, seesaw, sing I’ve got …. 4 My family Ознакомление с членами семьи и способами их представления. Буквы: Uu, Vv, Ww Baby, brother, Dad, grandma, grandpa, Mum, family, umbrella, up, van, volcano, come and meet, love each other, walk, water He is/she is. They are 5 Festival: Spring Ознакомление с фразами, обозначающими природные явления, растения, пасхальную атрибутику. Sun, flowers, trees, spring, pink Easter Bunny, Easter eggs, Happy Easter! 16 6 Ознакомление с видами продуктов и их вкусом, определение что нравится, а что нет. My Food Буквы: Xx, Yy, Zz Banana, biscuit, carrot, orange, sandwich, sweet, tomato, bitter, sour, salted, yummy. I like it! I don’t like it. 3.3. Методическое обеспечение программы Организация билингвального погружения CLASSROOM LANGUAGE Hello Goodbye Good morning Good afternoon Is Milana here? Time to go for a walk\to have lunch\to go to sleep and etc Now it’s time for English! See you tomorrow Well done Good work! Fantastic! Great! Try again! Can you guess? What’s this? Who’s this? What color is it? What number is it? What’s the weather like? Let’s sing a song! Let’s listen to a story! 17 Please Thank you Thanks In English, please Quite, please Sit down. Stand up. Come here. Listen Hold hands Look at me. Show me Be careful! Point to Ready? Open your book Close your book FINGER PLAYS HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=5J7PGZXTHW&LIST=PL1C44961209523F42 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 5 little ducks Higelty pigelty pop Itsy bitsy spider Rain drops 10 red apples The elephant 2 little black birds Tea for two BOOKS TO READ 1. 2. 3. 4. 5. Eric Litwin. Pete the Cat. Michael Rosen. We are going on a bear hunt. Jan Thomas. Rhyming Dust Bunnies. Nancy Tafuri. The busy little squirrel. Mo Willems. Don’t let the pigeon drive the bus. 18 6. Bill Martin Jr. Eric Carle. Brown bear, brown bear what do you see? 7. Bill Martin Jr. Eric Carle. Chicka chicka boom boom. 8. Ed Emberly. Go away, big green monsters. 9. Eduard Manceau. Tickle Monster. 10.Kes Gay. Jim Field. Frog on a log. 11.Mem Fox. Where is the green sheep? 12.David Carter. If you are e a robot and you know it. 13.Laura Numeroff. If you give a mouse a cookie. 14.Sandra Boyton. Night, night, Little Pookie. 15.Margaret Miller. Big and Little. 16.Eric Carle. Does a kangaroo have a mother too? 17.Jan Ormerod. Molly and her Dad. 18.Tana Hoban. Black and white. 19.Helen Oxenbury. I see. I hear. I touch. 20.Karen Katz. Baby loves winter. 21.Nancy Tafuri. Whose chicks are you? POEMS TO LEARN 1. Go to bed late, Stay very small, Go to bed early, Grow very tall. 2. Two big apples Under a tree One is for you And one is for me. 3. Rain, rain, go away! All the children want to play! Rain, rain, go away! Come again another day. 4. Acker Backer, Soda Cracker, Acker Backer Boo! Acker Backer, Soda Cracker Out goes you! 5. 10 fingers, 10 toes, 2 eyes and a round nose 19 6. Hi Mary! How are you? Fine, thanks! What about you! 7. I scream You scream We all scream for ice-cream. 8. Jeremiah, blow the fire, Puff, puff, puff First you blow it gently… Then you blow it rough. SONGS TO SING 1. Tommy Thumb 2. 10 little Indians 3. 1,2,3,4,5 once I caught a fish alive 4. 5 little ducks 5. Head and Shoulders 6. Father Abraham 7. Hokey Pokey 8. Are you sleeping? 9. Merry Christmas 10.Happy Birthday 11.Did you ever see a Bunny? 12.Polly put the kettle on 13.If you are happy and you know it. 14.Miss Polly had a dolly. 3.4. Список использованной литературы 1. A selection of some songs and rhymes websites for very young learners http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/songs a variety of songs with relevant animation 2. http://www.kididdles.com/lyrics/subject.html a large variety of songs organized by subjects (e.g. animals, food, etc.) 20 3. http://www.dltk-teach.com/rhymes/ (songs and rhymes for children, with relevant activities such as colouring pages and handicraft activities) 4. http://www.preschooleducation.com/song.shtml songs for very young learners http://www.bbc.co.uk/cbeebies/tweenies/songtime/games/karaoke/ sing Karaoke style with the Tweenies 5. http://www.bbc.co.uk/cbeebies/tweenies/songtime/songs/watchnsing.shtml songs accompanied by video (princess song links well into stories and drama) 6. http://www.bbc.co.uk/cbeebies/tweenies/songtime/games/copyme/ Twenties sing action song ‘copy me do’ and animated cartoon accompanies song http://games.greenghoulie.com/songs/fatherabraham.htm the only version of Father Abraham I could find (video shows actions) 7. http://www.enchantedlearning.com/Rhymes.html - a large selection of rhymes ready to be printed out in Rebus style (i.e. using pictograms) 8. http://www.enchantedlearning.com/rhymes/painting/ children can colour rhyme pictures online – you can also print the page for children to colour the pictures with their pencils, crayons and markers 9. http://www.landofnurseryrhymes.co.uk/music.htm - lyrics and instrumental music for a variety of nursery rhymes 10.http://www.niehs.nih.gov/kids/musicchild.htm - a wide selection of songs and rhymes. The site makes the lyrics and music available (instrumental) 11.http://www.singalongwithme.com – a selection of songs which offers the lyrics and animation 21